Июн 05

26 апреля на заседании Мурманской областной Думы губернатор Марина Ковтун представила отчет о работе регионального правительства за 2017 год. Судя по сообщениям официальных средств массовой информации, все депутаты поддержали главу области.

На самом деле это не так. Поскольку регламент Думы не предполагает давать оценку работы правительства, доклад губернатора депутаты просто приняли к сведению. Но фракция КПРФ в областной Думе воспользовалась правом изложить свою точку зрения на отчет главы региона, где, даже на первый взгляд, были сглажены многие проблемы.

Сегодня мы публикуем текст выступления депутата-коммуниста Михаила АНТРОПОВА (сокращенный вариант).

— Я все-таки рассчитывал на более принципиальный, ответственный и честный разговор о проблемах, которые у нас есть. Поэтому, не отрицая того, что сделано, считаю, что доклад рассчитан не на депутатов, которые как раз очень хорошо осведомлены и участвуют в решении социально-экономических проблем, а на более общую аудиторию.

Теперь конкретно. Например, упомянута вскользь важнейшая цифра, что в прошлом году среднедушевые денежные доходы увеличились на 0,3 процента. Но обычно всегда представляют другой показатель — реальная заработная плата, которая в прошлом году упала на 0,2 процента. Но самое главное — надо видеть ситуацию с доходами в ретроспективе…

За предыдущие годы среднедушевые денежные доходы упали на 15,4 процента. То есть надо признать, пока в решении проблемы снижения уровня бедности и нищеты мы ни на сколько не продвинулись. А сегодня, судя по готовящимся указам президента, это будет одна из основных тем. Поэтому хотелось бы, чтобы в отчете прозвучало: все-таки мы проблему снижения уровня бедности, нищеты как-то решаем или нет. Мы хотя бы ее видим? Это… в докладе даже не сформулировано.

Это касается и поддержки малого и среднего бизнеса. Упомянуто, что работа привела к тому, что создано столько-то малых предприятий, столько-то рабочих мест сохранено. Но когда смотришь статистику и видишь, что за 2017 год увеличилось количество малых предприятий, которые перестали существовать, видишь, сколько мы потеряли рабочих мест, понимаешь: это несопоставимые вещи. Значит, наша поддержка малого бизнеса или недостаточна, или не эффективна вообще. Потому что процесс идет, в общем-то, в целом негативный. Поэтому правительству надо честно говорить: переломить ситуацию не удается.

Про расселение аварийного жилья. Предварительно от фракции мною был задан вопрос о неудовлетворительных темпах расселения аварийного жилья в регионе. Поскольку за три предстоящих года планируется расселить только каждого шестого жителя из тех, что живут в невыносимых условиях. Ситуацию сами жители эмоционально, но справедливо называют социальным геноцидом.

Фракция КПРФ давно предлагает механизмы увеличения ввода  жилья, в том числе для расселения аварийного. Мы убеждены, это дело власти: муниципальной и областной. Ждать, что придет инвестор и решит эту проблему — неправильно. Никто нам ее не решит, если мы сами не будем активную позицию занимать.

Сейчас мы, депутаты-коммунисты, вынуждены в инициативном порядке встречаться с руководителями предприятий, которые реализуют крупные инвестиционные проекты. Мы пытаемся понять, какие строительные материалы им нужны, что они могут сделать, чтобы реализация этих крупных инвестиционных проектов (стоимостью в сотни миллиардов рублей) повлияла на социально-экономическое развитие региона путём создания обеспечивающих предприятий, возрождения строительной отрасли. Чтобы к нам не завозили кадры, материалы. Чтобы использовалось все местное. Мы несколько раз пытались спросить об этом у соответствующих министерств. Но получали ответ: ну вот, они нам дали такие цифры, а дальше-то ничего сделать не можем. Согласиться с такой беспомощностью нельзя!

Недавно в ходе Дней Мурманской области в Совете Федерации в числе прочих был поднят вопрос о решении проблемы повторной оплаты теплопотребления в квартирах с электрообогревом. Мне кажется… нужно было бы рассмотреть в Совете Федерации проблему прекращения софинансирования из федерального центра программы расселения из аварийного жилья. Потому что нужно подтолкнуть федеральные органы власти к скорейшему решению проблемы участия в решении этого острейшего социального вопроса.

Ведь, когда мы обсуждали тему «электрообогревщиков» в Совете Федерации, я уже видел формулы, что подготовило Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации (кстати, не без участия наших протестных групп), которые решают эту проблему. Видимо, с 1 июля они вступят в силу.

Здесь возникает другая проблема, сопутствующая: правительство фактически признало, что неправильно ввело с тринадцатого года формулу расчета совокупного платежа дома за тепло. Оно сейчас как бы отменило свою формулу, которая с пятнадцатого года действовала «в нашем регионе». А жильцам все равно предъявляют… счета за тепло, которое они не получали. Некоторым выставлено по 200 тысяч рублей. Но люди-то не виноваты!

Принятое решение об изменении этих формул (354-е постановление федерального правительства) показывает: признан неверным, несправедливым прежний механизм. Но долги-то висят! ( В заключительном слове губернатора… была названа огромная сумма — 5 миллиардов рублей). Предлагаю все-таки… поступить, как сделано в большинстве субъектов Российской Федерации (в 55 субъектах нет такой проблемы), в соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации: эти выставленные платежки отменить!

Хочу сказать и о проблеме доходов бюджета, недостатка средств. К сожалению, в отчете губернатора не прозвучала тема взаимоотношений с нашими крупными налогоплательщиками, крупными предприятиями. С одной стороны, они обеспечивают базис — как бы тот большой базис, благодаря которому мы находимся на довольно высоких бюджетных позициях в стране. Но, с другой стороны, … считаем, правительство не дорабатывает в этой части, поскольку мы теряем бюджетные доходы.

Мы недавно рассмотрели подробно отчеты АО «Апатит», КГМК. И видно, что есть упущенные резервы. Мы, коммунисты, в свое время собирали подписи недовольных работников АО «Апатит». Передали их губернатору. Предупреждали, что нельзя допустить реализации схемы, когда половину работников АО «Апатит» выведут за несколько лет на так называемый аутсорсинг, что работники не хотят этого, возражают.

Сейчас прибыль предприятия возросла, но условия труда людей ухудшились. Сейчас выяснилось, что, естественно, мы потеряли и налогооблагаемую базу. Потому что второй критерий определения доли в распределяемой прибыли в рамках консолидированной группы налогоплательщиков — это число занятых на этих основных фондах. Если основные фонды не изменились, а число занятых уменьшилось в два раза, значит, мы потеряли доходную базу. Но удивительно, что несколько раз эту тему мы поднимали, но министерство… экономики и вы, Марина Васильевна, все равно поддерживали такую стратегию развития . Но если и другие предприятия сделают то же самое, мы, думаю, окажемся, в глубокой… налоговой яме. Это касается и проектов КГМК…

Да, КГМК начала переносить производственную площадку из Норильска в Никель. Да, увеличиваются объемы, у нас хороший показатель роста обрабатывающей промышленности. Но сейчас Мончегорская площадка …становится самой крупной площадкой рафинирования в системе «Норильского никеля». И уже возникли экологические проблемы. Хотя нас убеждают, что связи тут нет. Но почему-то они… возникли в марте текущего года в Мончегорске. Естественно, потому что основная нагрузка экологическая переносится на Мончегорск.

Однако самое главное — серьезно изменится «расстановка» работающих. В Никеле будут сокращать людей. Есть ли ясность, куда они будут трудоустроены? Эти процессы расстановки наших производительных сил, вопросы сохранения занятости людей, мне кажется, при рассмотрении этого проекта должны быть в поле нашего внимания.

Рассматривая итоги работы областного правительства в 2017 году, видно, что один основной показатель был учтен — это увеличение продолжительности жизни почти на год. Но вместе с тем, надо иметь в виду и другие показатели. Все-таки при падении уровня смертности она в нашей области снова превышает рождаемость. Надо говорить и о сокращении численности населения Мурманской области.

Помню, Марина Васильевна, вы в Совете Федерации применили даже такой неожиданный термин «обезлюживание». Хотелось бы, чтобы

вы сегодня рассказали, в чем проблема, что зависит от нас, от региональных властей. Что надо сделать, чтобы из нашей области не уезжали люди, а особенно молодые квалифицированные кадры.

P. S. В заключительном слове губернатор попыталась дать ответы на вопросы, обозначенные членами фракций в своих выступлениях. Но, по мнению многих, не все они были конструктивными и по существу. Поэтому, по предложению депутата Мурманской областной Думы Геннадия Степахно, тексты всех выступлений, в том числе и депутата Михаила Антропова, будут направлены в региональное правительство для рассмотрения по существу и ответа на обозначенные в них вопросы.

Поделитесь через:


Написать ответ